Очень часто мы не задумываемся о произнесённых словах, до тех пор, пока не станем родителями. В голове загорается маячок, каждый раз, когда осознаёшь, что с языка слетает не совсем правильная фраза. Ребёнок, как твоё зеркальное отражение, копирует поведение и повторяет сказанное взрослыми. Речь пойдёт не о пресловутой нецензурной брани, которую, по крайней мере, большинство мам и пап в состоянии контролировать. Нет, в настоящее время, психологи всё чаще заостряют своё внимание на «пугалках», полученных в детстве. Психика ребёнка не сформировалась, чтобы анализировать услышанное. Ему больше свойственны способности фантазировать, преувеличивать. В том числе, увеличивать проблему, которую, порой выдумывают сами взрослые. Итак, что нельзя говорить ребенку.
«Забота наспех», так скорее можно назвать фразы, сказанные по привычке. «На всякий случай» комментируется практически каждый шаг вашего малыша: «не ешь так быстро, а то — подавишься», «не беги, а то — упадёшь», «не кричи, а то — охрипнешь», «не трогай — сломаешь», и многие, тому подобные вещи. Произносимые замечания настолько часты, что малыш перестает верить в их силу. Конечно, чтобы предотвратить несчастный случай, ни что не должно проходить безконтрольно. Но донести нужно так, чтобы заложенный смысл, не был утрачен.
Как поднять самооценку у ребенка?
Аналогичная ситуация встречается в «занижении самооценки». Сами родители зачастую не понимают серьезности будущей проблемы. Именно эта критика, в отношении малыша, накапливается в нём огромным комплексом. А как иначе: «ведь мама и папа говорят, что я не такой», «у меня ничего не получится». Нельзя говорить ребенку: «ты неряха», «у других дети, как дети», «посмотри на того мальчика (ту девочку), она же себя так не ведет». Взрослые, скрывая свою слабость в воспитании, перекладывают эту ношу на своё чадо. Разве трудно выдавить из себя другой набор слов: «ну зачем было так пачкаться? Теперь придётся идти отмываться.», «таким поведением, ты очень расстраиваешь нас, ты же этого не хочешь, правда?» Мнение старших, для ребёнка, сопровождается с полной уверенностью в их правоте. Срабатывает механизм природного лидерства и подчинения. Но взрослое упрямство гораздо сложнее. Ведь поменять свою тактику — это признать ситуацию, как свою ошибку воспитательного процесса, закладывания первоначальных жизненных навыков малыша.
Негативная черта слов, с приставкой «не», давно подмечена специалистами такого профиля, как психология. Они рекомендуют подобрать для беседы другие слова, не такие категоричные. По сути происходит полное отрицание всех действий ребёнка, в том числе и хороших. Необходимо понимать, что негатив сказанному придаёт, несомненно, соответствующая интонация в голосе. Не секрет, что одно и тоже слово может произноситься по-разному и внести своё предназначение.
Почему ребенок агрессивный?
Дабы избежать нежелаемого эффекта «торгующих» отношений в будущем, исключите сегодня привычку обмена естественных вещей. Нельзя говорить ребенку: «Заправь кровать, иначе не куплю игрушку», «съешь свой завтрак, иначе не пойдем гулять». Ваше чадо понимает, что торг уместен для получения желаемого результата. Подобное ребёнок начинает прокручивать с вами, когда ему это будет выгодно. «Я сейчас уберусь в комнате, а ты мне купишь игрушку, которую я просил», «я сейчас доем, а ты отпустишь меня с друзьями (куда-то)». Поверьте, это не самые лучшие способы подчинить волю малыша. Однозначно, придёт момент и личность начнёт вырываться «из-под семи замков». А если этого не происходит, то желание проявить себя, доказать, что он личность, будет «точить»его изнутри, делая ваше чадо глубоко несчастным человеком.
Как показывает статистика, внезапная агрессия на элементарные замечания в обществе, у вполне тихих людей происходит по причине детской травмы. Тоже самое — по отношению к подростковому суициду. Никто не говорит об искусственной похвале и чрезмерной заласканности. Эти факторы способны так же сыграть «в обратную» монету. Неадекватное восприятие своего поведения и способность списывать на манеру «чем бы дитя не тешилось…», лишат его определять границы дозволенного.
Конечно, без похвалы невозможно нормальное воспитание. Замените игрой все ультиматумы. Придумайте историю, которую вам надо пройти с ним вместе. Контакт и доверие, это всё, что заинтересует кроху. Оцените его усилия по достоинству. Скажите, чтобы вы хотели от него получить. Подчеркните самые приятные достижения для вас.
Главное — это оценивать не саму личность ребёнка, а то, что он сделал. «Ну и классный у тебя рисунок получился!», «Какие замечательные фигурки из пластилина». Как пример, приведите себя в детстве. Не бойтесь показаться смешным, рассказывая свои неудачи и курьёзы. Уверенность в себе — именно это вы должны воспитать в крохе, для достижения им своих целей в будущем. Обязательно запомните о том, что нельзя говорить ребенку, а говорите ласковые слова. Самое главное делайте всё искренне и отдача не заставит себя ждать.
Ребенок должен уважать и прислушиваться родителей. Всегда сдерживайте обещания!
Никогда не говорите ребенку, что его отец плохой.
Самое главное, побольше общайтесь с детьми, рассказывайте о себе что-то тайное, чтобы и они вам открывались.
Никогда не говорите ребенку, что он бездарность. Ему очень больно слышать это от родного человека.
Правильно написано, надо следить за тем, что говоришь ребенку. Наша соседка всё сокрушалась, откуда её 4-летний малыш знает маты. Говорила, что ведь никто не учил его этому. И всё бы ничего, вот только её муж порой так материться во всеуслышание, что чему там удивляться…